Громовское кладбище
Баннер

Поиск по сайту

Вход

История Громовского кладбища PDF Печать E-mail

Громовское кладбище расположено в южной части Санкт-Петербурга, между линиями Балтийской и Варшавской ж/д (недалеко от станции метро Московские ворота).

Громовское кладбищеОно было одним из центров Белокриницкого согласия - самого большого течения старообрядцев-поповцев - и было центром этого толка для всего северо-запада России. Свое название оно получило от купцов-миллионеров Сергея и Федула Громовых, выходцев из старообрядческого села Гуслицы под Москвой. В Петербурге им принадлежала Громовская лесная биржа - огромные торговые склады близ Смольного. Другая биржа Громовых находилась на левом берегу Фонтанки, напротив Апраксина двора. Официальным главой петербургского поповства считался попечитель королевской моленной Сергей Громов, жену которого, Елену Ивановну, страообрядцы называли "госпожой Дому Израилеву, истинной рабой Христовой". Но фактическим лидером общины был младший брат, более осторожный Федул Громов, меценат и коллекционер, владелец лучшей в Петербурге оранжереи на Аптекарском острове.

В 1835 г. "по прошению попечителей старообрядческого общества здешних купцов Сергея Громова и Никиты Дрябина" официально отвели одиннадцать тысяч восемьсот пятьдесят четыре квадратные сажени земли для кладбища. До наших дней сохранилось одно из первых захоронений - гранитный саркофаг на могиле Ивана Ивановича Гречухина (ск. 1836), московского 2-й гильдии купца.

Старообрядцы жили в столице еще с момента ее основания и процветая, в царствование Екатерины II и Александра I. В конце царствования Николая I подверглись притеснениям. В 1883 г. они были уравнены в гражданских правах с православными, им разрешено было возводить молитвенные здания, однако без куполов и крестов. В 1905 г. все ограничения со старообрядцев были сняты. Перед революцией в Петербурге насчитывалось около 10.000 старообрядцев - поповцев (беглопоповцы и Белокриницкое согласие) и беспоповцев (поморцы, федосеевцы, филипповцы). Большевики вначале к ним благоволили, но затем тоже подвергли гонениям, отчего число старообрядцев сократилось во много раз.

Громовское кладбищеПоначалу кладбище поповцев находилось на Волковом поле, но когда при Павле I оно перешло к единоверцам, Ф. Громов в 1825 г. подарил для него землю в другом месте, где девять лет спустя возникло новое кладбище с богадельней и моленной в деревянном доме. В 1844 г. здесь была освящена деревянная Успенская церковь на 150 человек, куда из закрытой моленной на Ивановской улице перенесли иконы XVI в. и утварь. С появлением в 1862 г. "окружного послания", которое разделило поповцев на окружников и неокружников, кладбище отошло к первым, которых было большинство.

В 1878 г. небольшая церковь с главкой была расширена двумя приделами, а в 1906 г. украшена звонницей. 19 февраля 1907 г. при ней была учреждена старообрядческая община, решившая выстроить новый храм.

В 1912 г. по проекту Н.Г. Мартьянова, архитектора-старообрядца из Москвы, на кладбище началось возведение выдержанного в суздальском стиле каменного двухэтажного Покровского храма на 2.000 человек. Вчерне он был готов в следующем году, и уже 16 ноября 1914 г. состоялось освящение придела ап. Иакова, размещенного под шатровой колокольней. 4 января 1915 г. епископ Геронтий освятил главный придел, но боковые остались неосвященными, равно как и нижний храм, который, как выяснилось, временами заливало водой. Старинные иконы для пятиярусного иконостаса, вырезанного из дуба в Москве, частью были взяты из старой деревянной церкви, частью куплены. Среди них выделялись иконы Владимирской Божией Матери, Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца XVI в. Паникадило и подсвечники были современными, но стилизованы под старину. После постройки каменного храма деревянная Успенская церковь была сохранена - ее использовали в зимнее время и для панихид. В первый Спас крестный ход для водосвятия шел на кладбищенский пруд или через весь город - на Неву.

После Октябрьского переворота кладбище с храмами перешло к общине протопопа Аввакума. В октябре 1922 г. Успенская церковь была закрыта, а Покровская взята под охрану обществом "Старый Петербург", что не спасло ее в Громовское кладбище1932 г. от закрытия. В Великий пост, на "Марьино стояние", поздно вечером, одновременно, НКВД были проведены аресты всех активных прихожан (самому младшему было 12 лет) всего около 160 человек. В том числе был арестован и владыка Геронтий. Большинство из них получили по 10 лет за "контрреволюцию". А в 1934 г. Покровский храм был взорван.

В советское время территория кладбища сократилась с 4 га до 0,9 га. На части территории кладбища располагались склады и была проложена ж/д ветка. Возглавлявший приход епископ Геронтий (Лакомкин) был репрессирован. Полуразрушенное здание и кладбище частично сохранились до наших дней. Кладбище было закрыто в 1939 г.

Вот как описывают Громовское кладбище городское печатное издание: «…До наших дней на кладбище уцелело немного старых памятников и могил, несколько полуразрушенных надгробий, руины надмогильных часовен, два больших чугунных креста. По-видимому кладбище обречено окончательно и бесславно погибнуть - формально под натиском окружающих предприятий, фактически - от людского равнодушия и жестокости. Но даже в опустошённом и заброшенном виде Громовское кладбище остаётся важнейшим материальным свидетельством целого пласта жизни старого Петербурга…». (Исторические кладбища Петербурга. Справочник-путеводитель. СПб, 1993 г.).

В данное время инициативной группой, Покровской общины СПб, проводится реставрация надгробий. По архивным материалам определено местонахождение Успенской церкви. 29 сентября 2002 г. в воскресение, после праздника Воздвижения, у местонахождения алтаря этого храма был освящен и установлен большой шестиметровый деревянный крест.